Connect with us

Hi, what are you looking for?

Экономика и политика

2017-й: «три белых коня» и российская розница


Уходящий 2016 год отмечен рядом важных для розничной индустрии нововведений и событий, которые, по мнению экспертов рынка, определят тренды его развития не только в будущем году, но и в более долгосрочной перспективе. Итоговые оценки году уходящему поставит время, но все же уже сейчас можно разобраться в контурах будущего, которые он наметил. Кто же те «три белых коня», что уносят мир российской розницы из этого года в следующий?

2017-й: «три белых коня» и российская розница

 - рис.1Уходящий 2016 год отмечен рядом важных для розничной индустрии нововведений и событий, которые, по мнению экспертов рынка, определят тренды его развития не только в будущем году, но и в более долгосрочной перспективе. Итоговые оценки году уходящему поставит время, но все же уже сейчас можно разобраться в контурах будущего, которые он наметил. Кто же те «три белых коня», что уносят мир российской розницы из этого года в следующий? Попытаемся разобраться вместе.

Конь 1. Онлайн-фискализация как неизбежность

Онлайн-фискализация стала не темой для обсуждений, а состоявшейся реальностью. С 1 февраля 2017 года начинается поэтапный переход на новые онлайн-кассы. С этой даты зарегистрировать ККТ по старым правилам станет невозможно, а к 1 июля 2017 года предприятиям розничной торговли придется заменить все «старые», офлайновые кассы. Рынок производителей оборудования «перегрет»: каждую неделю в реестре ФНС появляются все новые образцы онлайн-касс. Но основная проблема, как говорят многие опрошенные «Retail & Loyalty» эксперты, как ни удивительно, заключается именно в том, что многие предприниматели из МСБ еще парадоксальным образом верят в то, что с онлайн-фискализацией «все состоится». Это – ошибка.

Процесс, в котором возникает новая отрасль рынка – отрасль обработки фискальных данных, запущен бесповоротно. Лучше всего здесь «чувствуют ветер» крупные ритейлеры. Так, в ходе встречи группы журналистов, куда входил и редактор «Retail & Loyalty», с Игорем Шехтерманом, главой X5 Retail Group, выяснилось, что в настоящий момент в магазинах трех сетей X5 идет пилот с 350 онлайн-кассами, соответствующими 54-ФЗ. Это самый масштабный пилот по обкатке технологий онлайн-фискализации в российском ритейле. Как подчеркнул глава X5, к 1 июля все 45 000 кассовых узлов всех магазинов компании будут поддерживать технологию онлайн-фискализации, как и предусмотрено 54-ФЗ. Внедрение в российском ритейле этой технологии, наряду с уже внедренной ЕГАИС, и планирующейся к запуску системы электронной ветеринарной сертификации (ГИС «Меркурий»), по его мнению, является «шагом в правильном направлении», так как позволяет ритейлу уйти от огромного количества ненужной, зачастую дублирующейся, бумажной отчетности на различных стадиях бизнес-процессов и в конечном итоге – снизить операционные издержки.

Это мнение «грандов» ритейла показательно. И лучшее, что могут сделать сегодня сами средние и малые предприниматели – это извлечь из процесса перехода на онлайн-кассы максимальную для себя пользу. И это вполне возможно. В рамках перехода на онлайн-кассы как для ритейлеров, так и для малого бизнеса возникает масса новых дополнительных возможностей, связанных с использованием различных облачных решений от вендоров оборудования, банков, независимых технологических компаний – от программ лояльности до продвинутой предиктивной аналитики. Узнать о новых возможностях сегодня тем более просто, что сами вендоры оборудования и деловые ассоциации регулярно проводят по всей России образовательные семинары.

В том, что в 2017 году мы станем страной, где ритейл будет хранить все чеки в «облаке», сомневаться не приходится, полагают эксперты «Retail & Loyalty». В итоге вокруг розничной индустрии возникнет новый рынок операторов данных, с которыми надо будет чтото делать во благо себе. Крупный ритейл, как мы видели, уже начал модернизацию оборудования фронт-линии. Теперь дело за малым и средним бизнесом. Он либо поверит в онлайн-фискализацию, либо проиграет.

Конь 2. Законодательный туман. Или все же прозрачность?

С 1 января начнут действовать и новые правила взаимодействия между поставщиками и ритейлерами. Надо сказать, что поправки, предусматривающие снижение максимального размера ретробонусов в пользу торговых сетей долей в 5% от суммы контракта, вызывали обоснованные возражения и до их принятия. Но закон есть закон – с 1 января ритейл и поставщики будут работать по-новому…
 - рис.2

В тренде