На российский рынок интернет-розницы в 2013 году планирует выйти крупнейший британский онлайн-магазин Asos.com.
На российский рынок интернет-розницы в 2013 году планирует выйти крупнейший британский онлайн-магазин Asos.com. Для компании Россия — третий по темпам роста рынок после США и Австралии, где она уже открыла локальные онлайн-магазины. Источники утверждают, что ритейлер собирается зайти через покупку местного игрока: в частности, называется один из лидеров в сегменте интернет-продаж одежды и обуви — сайт Wildberries.ru.
О планах Asos.com выйти на российский рынок РБК daily рассказали источники в инвестфондах, игроки рынка и аналитики. По их данным, ритейлер планирует покупку местного крупного игрока. В частности, они слышали о том, что уже ведутся переговоры с интернет-магазином Wildberries.ru. Wildberries появился на рынке в 2004 году. Его создатели Татьяна и Владислав Бакальчук начинали с посредничества по продаже товаров из каталогов Quelle и Otto, а спустя два года отказались от каталожной одежды и наладили прямые поставки продукции небольших производителей из Европы. Со временем сайт вырос в большого мультибрендового онлайн-продавца. Финансовые показатели ритейлер не раскрывает. В рейтинге консалтинговой компании InSales сайт находится на восьмом месте по обороту среди всех интернет-магазинов в России. Выручка Wildberries в прошлом году, по оценке InSales, составила 2,3 млрд руб. Компания была на третьем месте в сегменте одежды и обуви после KupiVIP с оборотом в 2,3 млрд руб. (Wildberries уступила по посещаемости) и Quelle — 2,5 млрд руб. Эти данные InSales получила на основании анализа ряда показателей, в том числе трафика и размера среднего чека.
По итогам 2012 года у Wildberries есть все шансы потеснить KupiVIP. С весны сайт стал наиболее посещаемым среди магазинов одежды и обуви (250 тыс. посещений в сутки). Совладелец Wildberries Сергей Ануфриев (паритетно владеет компанией с супругами Бакальчук) на вопрос РБК daily о переговорах с британским онлайн-ритейлером ответил, что это вздор. «Я в последнее время часто слышу, что мы кому-то продаемся — то фонду какому-то, теперь вот Asos. Стратегия компании — развиваться самостоятельно», — подчеркнул г-н Ануфриев. По его словам, Asos не делал компании предложений.
Глава KupiVIP Оскар Хартманн рассказал РБК daily, что дважды в этом году встречался с руководством Asos и у компании не было планов по покупке игроков российской интернет-розницы. В пресс-службе Asos РБК daily сообщили, что на данной стадии не готовы комментировать ни сделку, ни планы по выходу на российский рынок. Тем не менее почти на всех значимых для себя рынках Asos в течение последних трех лет открыл локальные сайты. В 2010 году — в США, Германии и Франции, в 2011 году — в Испании, Италии и Австралии. В 2011 финансовом году (закончился 21 марта 2012 года) самый большой рост продаж на международных рынках показывали Штаты — 72%.
Продажи на рынках других стран тоже росли высокими темпами, драйверами стали Австралия, Россия, Сингапур и Китай. Выручка Asos в прошлом году увеличилась на 46%, до 495 млн фунтов стерлингов, прибыль — на 49%, до 30,2 млн фунтов стерлингов. У компании более 4 млн активных пользователей.
Гендиректор E5.ru (интернет-проект X5 Retail Group) Кирилл Гродинский считает выход Asos на российский рынок через покупку локального игрока, в частности Wildberries, здравой стратегией. По его словам, у Wildberries одна из лучших логистических систем на онлайн-рынке одежды, большой трафик и лояльные клиенты. Стоимость сделки г-н Гродинский оценить затруднился: Wildberries никогда не раскрывала своих показателей по обороту и тем более рентабельность. Однако за счет «нераспиаренности» проекта его цена в сделке может быть крайне близка к реальной стоимости компании. Что касается возможной смены вывески российским игроком, то в этом вопросе можно ориентироваться на сделку Groupon по покупке Darberry, заметил гендиректор InSales Тимофей Горшков. Какое-то время существовали оба домена, и происходила постепенная «групонизация» Darberry.
«В случае с Wildberries высокой ценностью обладает домен и его позиции, при этом для Asos очень важен собственный бренд, — говорит эксперт. — Как все это будет совмещено, пока трудно представить». Покупка местного игрока для Asos — это моментальный вход на растущий рынок. В 2011 году продажи одежды и обуви через Интернет в России увеличились на 69% по сравнению с 2010 годом, до 34,4 млрд руб. Это объясняется тем, что в прошлом году активно развивались интернет-магазины клубного формата, как KupiVIP. Кроме того, серьезные инвестиции пришли в сегмент обуви: пример тому Lamoda и Sapato. К тому же большая часть заказов каталожной торговли мигрировала в Интернет. В этом году существенных изменений по моделям работы онлайн-коммерции не было, поэтому произошло замедление темпов роста этого сегмента: к концу года он составит 25—30%. В целом аналитики InSales оценивают объем рынка российской интернет-торговли в 244,6 млрд руб.