Что представляет собой сервис топливного аутсорсинга и как на нем заработать, рассказывает Михаил Колесников, основатель бренда автоматизированных топливозаправочных устройств Benza.
По данным сервиса бесконтактной оплаты бензина Яндекс.Заправки, за третий квартал 2020 года пролив топлива, оплаченного через приложение, составил 167 млн литров, 88 из которых пошли в баки водителей спецтранспорта и такси. Однако, для владельцев коммерческого транспорта использование публичной АЗС – не самое выгодное решение. Поездка от производства (или автопарка) до колонки – это лишний пробег и, соответственно, затраты на топливо. Компании могли бы избежать издержек, установив «умную» мини-АЗС на своей территории. Однако не всякий предприниматель готов выделить время и ресурсы на создание необходимой инфраструктуры. Им на помощь может прийти услуга топливного аутсорсинга. Что собой представляет этот сервис и как на нем заработать, расскажет Михаил Колесников, основатель бренда автоматизированных топливозаправочных устройств Benza.
Обслуживание аэропортов
Топливный аутсорсинг – это услуга, в рамках которой предприятиям, потребляющим горючее, предоставляется «умная»мини-АЗС, на которую регулярно поставляется топливо. Выдача и учет расхода горючего происходит автоматически, производству не нужно выделять сотрудника на обслуживание колонки. Этот сервис полезен в первую очередь для производств, удаленных от коммерческих заправок, но не желающих, в силу разных причин, затрачивать ресурсы на организацию заправки на своей территории. Топливный аутсорсинг можно сравнить с установкой вендингового аппарата, когда клиент полностью освобожден от управленческих вопросов и просто получает нужный товар.
Сама идея услуги не нова, по схожей модели давно работают аэропорты. Там действует тот же принцип: компании устанавливают свое топливораздаточное оборудование и заправляют самолеты.
Машина вытесняет оператора АЗС
Принципиальный сдвиг произошел за счет появления автоматизированных АЗС, способных контролировать расход топлива без участия оператора. Первые модели таких устройств появились десять лет назад в Европе. С ними стало выгодно обслуживать небольших клиентов, потребляющих 10–20 тонн в месяц (для сравнения аэропорт потребляет сотни тонн в день). Сегодня услуга присутствует во многих странах Евросоюза, так, у одного игрока во Франции в употреблении порядка 3000 станций.
В России такое оборудование появилось относительно недавно, поэтому услуга еще не очень распространена. Среди наших клиентов есть шесть компаний, которые занимаются топливным аутсорсингом, например «Автологика» в Оренбурге и ПК Бур в Красноярске. Большинство компаний, работающих в этом бизнесе, являются небольшими нефтетрейдерми, крупные игроки нефтяного рынка пока это направление не развивают, так как они не занимаются розницей. Единственное исключение – «Лукойл»: компания планировала создать сеть с такой же услугой и установила порядка пятидесяти станций. Однако на этом все остановилось.
Оздоровление отношений нефтетрейдер – покупатель
Топливный аутсорсинг приносит пользу не только оператору услуги и его клиентам. Эта услуга оздоравливает рынок в целом. Для отрасли вполне обычна ситуация, при которой покупатель получает топливо с отсрочкой платежа и отказывался платить, находя более дешевого поставщика. Процесс получения денег от покупателя может идти через суды и тянуться по полгода. Однако, когда нефтетрейдер не только поставляет топливо, а еще и предоставляет станцию, он становятся более ценным для потребителя. Образуется более тесная связь, покупатель понимает, чего он может лишиться в лице поставщика, не выполняя свои обязательства. Нарушая договор, покупатель теряет не только источник топлива, но и заправочную инфраструктуру.
Зачем заниматься топливным аутсорсингом и как начать
Аутсорсинг – это логическое продолжение услуги предоставления топлива. Учет горючего – непрофильная деятельность для покупателя, так как она не является основной целью получения дохода. Для производственного предприятия эта задача не в приоритете, отсюда организационные сложности, а также кражи топлива, которые, к слову, могут отнимать у владельца предприятия сотни тысяч рублей. Топливный аутсорсинг позволяет компании полностью освободиться от забот о АЗС и просто получать горючее по мере надобности.
Заработок на топливе – это задача нефтетрейдера, и для него этот дополнительный источник дохода оказывается весьма кстати. Государство сдерживает цены на топливо в рознице и отрасль топливной раздачи стагнирует из-за таких ограничений. Последние 3 года все розницы крупных сетей испытывали проблемы с рентабельностью. Топливный аутсорсинг помогает мелким нефтетрейдерам остаться на плаву в условиях ограничения цен на розницу. В 2012 году оборот топлива вывели из-под контроля Ростехнадзора, поэтому для ведения бизнеса в этой отрасли не надо получать лицензии. Бизнесом может заниматься как нефтетрейдер, так и любой предприниматель, желающий заниматься топливным бизнесом. Все что нужно – это иметь доступ к топливу и закупить автоматизированные АЗС.