Новый год – это не только наряженная елка, Дед Мороз и «селедка под шубой». В преддверии сказочного праздника принято подводить итоги минувших 12 месяцев. Слово – нашему уважаемому эксперту рынка фармрозницы.
Новый год – это не только наряженная елка, Дед Мороз и «селедка под шубой». В преддверии сказочного праздника принято подводить итоги минувших 12 месяцев. Слово – нашему уважаемому эксперту рынка фармрозницы.
Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании «АРЭНСИ Фарма»:
1.Открытие года
Покупка сетью «Доктор Столетов» розничных активов компании «РОСТА» (сети «Радуга», «Ладушка», «Первая помощь») стала большим событием на рынке. После завершения процедуры интеграции компания сможет уверенно претендовать на лидерство в рейтинге аптечных сетей. Благодаря этой сделке и у нее, и у всей российской фармрозницы, открылось «второе дыхание» в отношении процесса консолидации рынка.
2. Закрытие года
Компания «РОСТА» вынуждена была продать наиболее рентабельную часть своего бизнеса – розничный дивизион. В результате выручка оптового подразделения бизнеса резко сократилась (при этом она падала и ранее). Дальнейшая судьба одного из крупнейших дистрибьюторов фармацевтического рынка России сейчас – под вопросом.
3.Успех года
Фармацевтический дистрибьютор «Пульс» пятый год подряд демонстрирует одни из наиболее высоких темпов роста на оптовом рынке. В текущем году «Пульс» – единственный игрок в ТОР-3, кто показывает положительную динамику прямых поставок и, как следствие, – наращивает рыночную долю.
4.Прорыв года
«Марафон-Фарма» достигла соглашения об объединении своих фармацевтических производственных активов с корпорацией «Нацимбио». Пример не имеет аналогов в современной истории российского фармрынка с точки зрения масштабов сделки и перспектив развития формирующегося холдинга.
5.Новатор года
Аптечная сеть «36,6» провела несколько сделок в оригинальном формате. Ряд активов приобрела не сама компания, а ее менеджеры или лица, близкие к менеджменту. Наиболее крупным таким активом стал «Фармакор» (Санкт-Петербург). В текущем году была еще одна похожая весьма крупная сделка: сеть «Имплозия» (Самара) купила активы сети «Классика» (Челябинск). Хотя по времени вторая сделка прошла раньше, формат первыми придумали и опробовали представители «36,6».
6.Провал года
К числу провалов, причем, не какой-то отдельной компании, а всей отрасли, отнесу абсолютно не оправданную волокиту в плане принятия закона о разрешении онлайн-торговли ЛП. Документ прошел целый ряд правок, предлагались совершенно безумные инициативы. Скажем, узаконить доставку товара специалистами с фармобразованием. В итоге «белая» фармрозница не может нормально работать, а потребители пользуются услугами «серых» ритейлеров.
7.Сделка года
Японская корпорация Mitsui закрыла сделку по покупке 10% акций российской компании «Р-Фарм». Беспрецедентна стоимость сделки: бизнес «Р-Фарм» оценили в 1,7-2 млрд долларов США. Подобного на российском фармрынке пока не случалось.