Большинство международных рейсов было приостановлено, туристический бизнес больше остальных пострадал от месяцев простоя. Но ритейл и логистика продолжают выполнять заказы клиентов. О трендах на этих рынках рассказывает Елена Шутюк, генеральный директор федеральной логистической компании IML.

Елена Шутюк, генеральный директор федеральной логистической компании IML
Большинство международных рейсов было приостановлено, туристический бизнес больше остальных пострадал от месяцев простоя. Но ритейл и логистика продолжают выполнять заказы клиентов.
Еще до введения карантинных мер стал прослеживаться тренд к отказу интернет-магазинов от авиаперевозок в пользу других видов транспорта. При доставке в регионы клиенты были готовы жертвовать сроками, но не были готовы к росту стоимости. Затянувшийся карантин поспособствовал быстрому развитию новых логистических цепочек.
Во время карантина многие ритейлеры связывали проблемы поставок с долгим прохождением таможни, невозможностью отправки товаров из-за границы и т.п. Фактически сложность оказалась связана с сильным сокращение производства товаров.
Государства поддерживали компании, выпускающие продукцию первой необходимости. В начале года потребители начали скупать спортивный инвентарь, товары для творчества и книги. К лету стали чаще приобретать одежду и косметику. В итоге к осени образовался дефицит, интернет-магазины распродали остатки и ожидают новых поставок.
Сегодня мы наблюдаем тренд, который продлится вплоть до нового года, − рост китайского трафика. Это связано с периодом распродаж и праздников. Возможный дефицит импортной продукции в начале 2021 года, вероятно, компенсируют отправления внутри страны. Повышенный покупательский спрос в ритейле и рост курса иностранных валют будут стимулировать отечественные компании к развитию.
С точки зрения организации бизнеса все контролируемые процессы уже перешли в онлайн. Компании оптимизируют воронки продаж, переходят на частичную или полную «удаленку», проводят собрания через мессенджеры.
Производители ищут лазейки в ограничениях. Например, крупные производители одежды начали шить защитные маски и производить антисептические средства, чтобы продолжать работу.
Среди ритейлеров стали востребованы инструменты автоматизации продаж. Мы видим это по массовой миграции небольших магазинов на маркетплейсы и повышенному спросу на услуги логистики «под ключ» — фулфилмента.
Региональная доставка начала активно развиваться: только за последние два месяца открылось около 200 новых пунктов выдачи заказов. IML развивает собственные филиалы в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах.
