Исследование Ventra Go!: популярность гибкой занятости у россиян растет — в 2023 году число пользователей на платформах для временной подработки стало больше в 3 раза.
Ventra Go!, цифровая платформа гибкой занятости, провела исследование рынка временной занятости в массовом сегменте и выяснила, что популярность платформенных решений для поиска временных исполнителей у бизнеса растет — в 2023 году число заказов возросло в 2,5 раза. Аналитики компании также зафиксировали трехкратный рост количества регистраций на платформах.
В Ventra Go! проанализировали рынок временной занятости и изучили аудиторию пользователей платформы — 600 000 исполнителей. Полученные в результате исследования инсайты легли в основу обновленной платформы бренда Ventra Go!, которую компания анонсировала в декабре 2023 года.
Количество заказов на платформах с начала года увеличилось в 2,5 раза. Традиционно обращаются за услугами временного персонала ритейл, доставка, строительство, возрастает потребность в АПК, контакт-центрах и на производствах. Аналитики Ventra Go! также отмечают появление запроса на категории с квалификацией: репетиторов, специалистов по работе с маркетплейсами, инженеров технической поддержки.
Основная доля (до 50%) исполнителей на платформах — это мужчины и женщины до 25 лет. При этом пользователи возрастной категории 45+, как правило, более лояльны одному клиенту, также они в среднем работают на 30% больше, чем исполнители других возрастных категорий. В Ventra Go! отмечают, что за одиннадцать месяцев 2023 года количество исполнителей на платформах возросло в три раза.
В отличие от fashion-сегмента, где, по данным исследования, исполнители предпочитают подрабатывать 2-3 раза в неделю или в периоды повышенного спроса и распродаж в разных магазинах, для продуктового ритейла характерна более высокая лояльность исполнителей одной торговой точке.
Мужчины в среднем берут на 15% заданий в месяц больше, чем женщины, независимо от специализации, за исключением заданий, выполнение которых требует значительной физической силы (для грузчиков, разнорабочих, курьеров с функцией разгрузки-погрузки). Примечательно, что даже в fashion-магазинах исполнители-мужчины берут больше заданий, чем женщины.
По данным опроса Ventra Go!, среди ключевых критериев выбора подработки исполнители выделяют размер оплаты (87%), возможность самостоятельно формировать график и сочетать с другими проектами (59%), близость подработки к месту проживания/учебы (57%).
Более 80% временных исполнителей оценивают свой опыт подработки скорее позитивно. При этом более 70% исполнителей не готовы возвращаться в место подработки в случае плохого к ним отношения со стороны заказчика (из-за грубости, отсутствия четких инструкций, отношения к полу/возрасту).
По данным Ventra Go!, каждый пятый исполнитель рассматривает для себя платформенную занятость как основной источник дохода, около 50% исполнителей выходят на подработку 2-3 раза в неделю. Их заработок составляет в среднем от 20 до 40 тысяч в месяц в зависимости от интенсивности подработки и региона проживания. Оставшиеся 30% пользователей платформ выходят на задания изредка или по потребности. К этой категории, например, относятся студенты, которые хотят заработать на отдых или дорогостоящую покупку.
Аналитики Ventra Go! также оценили динамику ставок на рынке массового персонала. В зависимости от региона часовая ставка выросла на 15-20%. Самые привлекательные предложения для временных работников в Москве, Ленинградской и Архангельской областях, в Приморском и Хабаровском крае. Наименее выгодные — в Оренбургской, Пензенской, Саратовской, Тамбовской областях и Башкортостане.
«Временные исполнители — это важная быстрорастущая социальная группа, насчитывающая миллионы граждан РФ, которым мы даем возможность легально зарабатывать на жизнь. Перед рынком стоит новый вызов — принять во внимание их потребности, потому что влияние временного персонала на эффективность бизнеса и экономику в целом сложно переоценить.
Ventra Go! сегодня видит свою миссию в формировании культуры гибкой занятости и создании прозрачных и безопасных отношений между заказчиками и исполнителями, работодателями и работниками для уверенного планирования карьеры и жизни.
Проведённое нами исследование более полумиллиона человек позволило нам глубже изучить их запросы, особенности, ценности и получить инсайты о том, что для них важно в работе и в жизни», — комментирует CEO платформы Ventra Go! Екатерина Карабанова.
Контекст рынка
В 2022 году 79% работодателей в ритейле и e-commerce отмечали нехватку массового персонала, в 2023 году ситуация ухудшилась: более 85% работодателей испытывают дефицит рабочей силы в массовых профессиях — в основном не хватает мужчин (20-40 лет). Количество предложений для синих воротничков продолжает расти кратно, но ростом спроса не сопровождается.
При этом в этом сегменте крайне высокая текучесть кадров — в ритейле она составляет до 60% в год. Конкуренция за персонал растет (только за последний год конкуренция за работника зала выросла на 29%), равно как и число запросов, однако количество людей не увеличивается.