В рейтинг вошли 137 отечественных компаний, развивающихся по модели франчайзинга.
В рейтинг вошли 137 отечественных компаний, развивающихся по модели франчайзинга.
Портал о франчайзинге TopFranchise.ru обнародовал результаты Рейтинга лучших франшиз России по результатам работы за 2022 год. В рейтинг вошли 137 отечественных компаний, развивающихся по модели франчайзинга, которые предоставили данные для оценки. Все франшизы-участницы Рейтинга были ранжированы по степени надежности бизнес-модели и заняли свои места не только в общих списках, но и в более чем 30 различных категориях бизнеса: аптеки, кафе, салоны красоты, магазины, уход за животными, IT-бизнес и других.
Портал TopFranchise.ru не первый год собирает данные о франшизах и составляет рейтинг лучших франшиз, но в этому году компании оценивались по новой методологии, которая должна была стать максимально открытой, понятной и адекватной для всех участников рынка. Оценка и ранжирование франшиз проходила по уникальной методологии, к разработке которой Topfranchise.ru пригласил крупных франчайзеров и экспертов рынка. В рабочую группу вошли представители таких компаний, как «Гемотест», «Шоколадница», Invitro, «Братья Чистовы», MyBox, «Зенит-Чемпионика», а также Российской ассоциации франчайзинга.
В процессе разработки методологии Рейтинга участники рабочей группы пришли к выводу, что невозможно одинаково оценивать франшизы, которым 10 лет и которым 3 года, у которых 100 франчайзинговых точек и у которых их всего 10. Так появились три Лиги франшиз, аналогичные уровням инвестиционного риска. Франшизы в Лигах различаются возрастом компании, сроком развития по модели франчайзинга количеством франшизных точек.
Лига А — франшизы, проверенные временем. В эту Лигу вошли компании, которые открыли первую точку по франшизе более 5 лет назад и на данный момент имеют 20 или больше франчайзинговых точек. Торговый знак франшизы зарегистрирован в Роспатенте. В 2023 году сюда вошли компании Invitro — франшиза лабораторной диагностики; «Хеликс» — франшиза диагностического центра; «Бэби-клуб» — франшиза детских клубов и садов.
Лига B — франшизы с уверенным развитием. В эту Лигу входят франшизы, которые открыли первую точку по франшизе более 5 лет назад и на данный момент имеют от 10 до 19 франчайзинговых точек, или те, которые открыли первую точку по франшизе от 2 до 4 лет назад и на данный момент имеют более 10 франчайзинговых точек. Торговый знак франшизы зарегистрирован в Роспатенте. В эту лигу вошли компании «Хлебничная» — франшиза пекарни; Schoolford — франшиза школы скорочтения; «Брецель» — франшиза пекарни ремесленного хлеба.
Лига С — перспективные новые франшизы. Это новички на рынке франчайзинга. В эту Лигу входят франшизы, которые открыли первую точку по франшизе не менее 1 год назад и на данный момент имеют хотя бы 1 франчайзинговую и 1 собственную точку или 3 собственные точки. Торговый знак франшизы может быть зарегистрирован в Роспатенте или находится в процессе регистрации — и это подтверждено документом. Это не значит, что такие франшизы не стоит покупать, но TopFranchise.ru должен предупредить о возможных рисках. Лучшими перспективными новыми франшизами (лига С) признаны «Скалалэнд» — франшиза семейных центров приключений; «Тесла» — франшиза клуба робототехники и программирования; Coffee Combo — франшиза кофейни.
«Мы долго шли к тому, чтобы сделать максимально адекватный Рейтинг франшиз. Считаю, что у нас это получилось. Я очень благодарен рабочей группе за участие в создании методологии и особенно за идею разделения Рейтинга на три Лиги. Фактически каждый человек с помощью нашего Рейтинга может выбрать, во что ему инвестировать: во франшизы, проверенные временем, но при этом с большим сроком окупаемости, или в новые, более рискованные франшизы, которые дают шанс быстро заработать, или же выбрать золотую середину. – Рассказал Виктор Большаков, сооснователь и руководитель портала, автор аналитической платформы по франчайзингу. – Лично для меня как для эксперта рынка самым интересным списком стали франшизы из лиги C — всегда интересно познакомиться с новыми бизнес-моделями и концепциями, которые появились совсем недавно. В нашем списке в этом году 137 франшиз — это хорошо, но недостаточно, так как на рынке сейчас более 2 000 компаний, которые так или иначе развиваются по франчайзингу. Так что мы продолжим развивать методологию и нашу аналитическую платформу, чтобы участие в Рейтинге TopFranchise было интересно всем франшизам. Отмечу, что войти в Рейтинг ничего не стоит. Все, что требуется от франчайзеров, — выделить 10–15 минут своего времени, чтобы заполнить анкету».
Полный рейтинг доступен на сайте компании, проводившей исследование.