В I-III квартале 2017 года объем сделок игроков сегмента e-commerce на складском рынке составил 263,1 тыс. кв. м, что в 47 раз больше, чем за весь 2016 год. К таким выводам пришли аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank.
В I-III квартале 2017 года объем сделок игроков сегмента e-commerce на складском рынке составил 263,1 тыс. кв. м, что в 47 раз больше, чем за весь 2016 год, к таким выводам пришли аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank. В прошлом году компании сегмента онлайн-торговли заключили контрактов на покупку или аренду складов совокупной площадью 5,6 тыс. кв. м.
Драйверами складского рынка в 2017 году стали несколько компаний сегмента e-commerce: интернет-ритейлер «Утконос» приобрел склад площадью 71 тыс. кв. м в комплексе «Логопарк Север», Wildberries заключила контракт с девелопером «А Плюс Девелопмент» на строительство распредцентра общей площадью 145 тыс. кв. м на Симферопольском шоссе.
Кроме того, ряд других интернет-операторов арендовал менее крупные площадки в складских комплексах: «Все инструменты» (20,6 тыс. кв. м), «Гала-Центр» (23 тыс. кв. м) и Ozon.ru (3,5 тыс. кв. м).
Сегмент онлайн-ритейла впервые стал лидером по объему поглощаемых площадей на складском рынке – 43% в общей структуре сделок. С 2014 по 2016 гг. доля e-commerce не превышала 3%. Традиционно самыми активными отраслями на складском рынке были розничная торговля (40%-50% в общем объеме сделок), дистрибуция (11%-19%) и производство (15%-17%).
По словам регионального директора департамента индустриальной и складской недвижимости, земли компании Knight Frank Владислава Рябова, сейчас онлайн-игроки готовят платформу для своего дальнейшего развития, и ситуация на складском рынке благоприятствует этому. В 2017 году были зафиксированы самые низкие арендные ставки – 3,7 тыс. руб. за 1 кв. м в год для складов класса А и 2,9 тыс. руб. за 1 кв. м в год для складов класса B. За последние 4 года ставки в сегменте класса А упали на 21%, в классе В – на 34%.
Денис Вавилкин, руководитель отдела информационных систем логистической компании «ДАКСЕР» сообщил ,что резкий спрос на хранение со стороны онлайн-ритейла был вполне прогнозируемым. С каждым годом доля интернет-продаж неуклонно растет. Мы все это наблюдаем за счет развития «доставки до двери», пунктов выдачи интернет-заказов в шаговой доступности. Число онлайн покупателей увеличивается благодаря активному развитию регионов, доступному мобильному и широкополосному интернету. По некоторым статистическим данным совокупная интернет аудитория в России выросла незначительно. При этом с каждым годом мы видим высокий прирост российской аудитории пользователей мобильного интернета, что является важным драйвером развития онлайн маркета, т.к. мобильные технологии позволяют нам совершать покупки в любом месте, в любое время и это удобно для конечного потребителя. Многие крупные игроки рынка развивают сектор e-commerce, так как большая аудитория покупателей находится уже в сети. Например, крупнейший интернет гипермаркет «Утконос», продавая продовольственные и потребительские товары, заглядывает в будущее, увеличивая складские площади. Тем самым создает некий буфер на развитие, повышая качество предоставляемых услуг. Из-за высокого ритма жизни люди пытаются найти для себя более удобные и выгодные решения на рынке. По пути домой с работы можно заказать продукты питания и по прибытию получить их, при этом не тратить время на походы в магазины. Из-за высокого темпа роста онлайн продаж, который будет только увеличиваться, предъявляются соответствующие требования и к онлайн ритейлу. В свою очередь они должны создавать для себя прочную платформу для успешного развития и идти в ногу со временем. Одним из наиболее важных направлений является развитие складских площадей вблизи больших городов, что позволяет осуществлять логистическую деятельность более эффективно. Результатом всего выше изложенного является спрос на увеличение площадей на хранение.
По словам Дмитрия Лобанова, руководителя направления «Электронная коммерция» Itella в России , то, что онлайн-ритейл стал лидером по объему сделок на складском рынке связано с двумя трендами: развитием электронной коммерции как отрасли и ростом числа заказов на фоне продолжительного снижения арендных ставок, а также уменьшения стоимости строительства квадратного метра склада. Получается, что сразу несколько крупных онлайн-ритейлеров совершили сделки в 2017 году на относительно выгодных условиях, диктуемых нынешним состоянием рынка складской недвижимости, где основная тенденция – это падение ставок на фоне того, что предложение существенно превышает спрос.
Стоимость строительства склада по схеме built-to-suit за последние 4 года сократилась на 27,6% — до 23 тыс. руб. за 1 кв. м. По словам Владислава Рябова, консолидация разрозненных складов в пользу крупных технологичных логистических комплексов позволит онлайн-ритейлерам увеличить скорость обработки заказов, сократить объем брака и себестоимость продукции.
Если анализировать объем поглощаемых площадей в разрезе трех лет, то доля онлайн-торговли составляет 9% от общего объема сделок. Примерно такую же долю отрасль имела в 2011-2013 гг.
Источник: Knight Frank Research, 2017