15 января на радиостанции Mediametrics прошел эфир программы «Актуальный e-cоmmerce». На вопросы президента Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александра Иванова ответил заместитель генерального директора «Почты России» по посылочному бизнесу и экспресс-доставке Сергей Малышев.
15 января на радиостанции Mediametrics состоялся эфир программы «Актуальный e-cоmmerce». В беседе с ведущим программы, президентом Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александром Ивановым заместитель генерального директора «Почты России» по посылочному бизнесу и экспресс-доставке Сергей Малышев рассказал о развитии российского e-commerce в 2017 году, об успехах и провалах на рынке, нереализованных возможностях и неожиданных удачах его участников.
Участники разговора обсудили тенденции, которые возникли в конце 2017 года и наверняка получат развитие в новом году. Одним из таких трендов стало востребованность потребителями «бесплатной доставки» для тех, кто заказывает товары в зарубежных и российских интернет-магазинах, а также почему китайские компании, отказавшиеся в логистике зарабатывать деньги на клиентах, а сделавшие ставку на маркетинг смогли добиться огромного успеха.
Приводим фрагмент записи программы
А.Иванов: Один из самых важных вопросов, который всех очень беспокоит – развитие сервиса «онлайн-посылка». Почта России расширяет географию своей деятельности, растет список городов, жители которых могут воспользоваться предоставленными услугами. Поначалу таких городов было 37. Возможно ли, что компания в перспективе станет всероссийским сервисом?
С.Малышев: Почта России уже стала всероссийским сервисом, потому что список городов, где доступен сервис «посылка онлайн», вырос до 114. Этот сервис в первую очередь нацелен на крупные города Российской Федерации, где сосредоточен основной покупательский спрос. В начале, когда был запущен сервис, посылку онлайн можно было сдать только в Москве. Порог сдачи в месяц составлял 1000 отправлений, в регионах — 200. Мы хотели бы, чтобы с помощью Почты России окреп региональный бизнес. Существующие тарифы во многих городах едины, например, доставка по Санкт-Петербургу посылки весом до 5 килограммов обойдется в 99 рублей, столько же она будет стоить для жителей Екатеринбурга или Новосибирска. А если речь о Москве — стоимость 149 рублей плюс НДС. Мы хотим, чтобы на этом базовом продукте развивался российский e-commerce. Изначально мы следовали идеологии, что логистика связана не с учетом расходов, а с маркетингом. Мы строили политику таким образом, чтобы компания — продавец датировала доставку из маржи, если говорить о региональных точках сдачи. Смысл в том, чтобы компании. датируя сервис, предоставляли своим клиентам тот сервис, к которому они, уже привыкли. Это бесплатная доставка — двигатель интернет-торговли. И компании, которые это поняли, достигли успеха на рынке.
А.Иванов: В этой связи можно вспомнить известную китайскую компанию, занимающую примерно половину рынка зарубежной интернет-коммерции. Перечисляя преимущества этой площадки, можно долго гадать — что послужило причиной успеха, но отмечу, что главное, на мой взгляд, это бесплатная доставка и этот момент открыл двери успеху…
С.Малышев: Согласен, бесплатная доставка компании, о которой идет речь, все же в большей степени – маркетинг. В самом начале работы нашего сервиса, некоторые интернет-магазины посчитали, что могут приплюсовать к 149 рублям свои 100 и с такими расчетами процветать на рынке. Большинство тех, кто так думали, с рынка ушли. При этом потребность в бесплатной доставке у клиента есть. И клиент — покупатель зачастую ищет товар по схожей цене, но с опцией бесплатной доставки.
А.Иванов: Многие почему-то считают, что в Китае бесплатную доставку дотирует правительство, Почта Китая, кто угодно. Отнюдь, это не так. Просто китайские компании относятся к доставке не как к способу заработать, для них это совершенно другая статья.
С.Малышев: Мы прошли очередной пик сезона – ноябрь и декабрь 2017 года. Сроки доставки, которые были выдержаны – вполне достойные: 11-12 дней с момента сдачи заявки в почтовое отделение, либо Китая, либо Гонконга. В мобильном приложении Почты России этот срок обозначен. Но, тем не менее, нас эти сроки не устраивают и мы хотим их сократить, чтобы клиенты, которые покупают на зарубежных интернет-рынках понимали — через неделю почтовое отправление будет в том отделении, которое выбрано в качестве индексного. 7-8 суток — тот самый ориентир по срокам, к которому мы стремимся в 2018 году. Люди, которые покупают часто и много покупают в интернет-магазинах, спрашивают: «а есть ли у вас доставка «Почтой России»? Для нас это драйвер развития, так как интернет-магазины заключают с нами договоры. Кстати, это можно сделать в течение суток.
А.Иванов: В 2016 году Почта России осуществила 225 млн почтовых отправлений. Рассчитывая перспективы, аналитики ожидали, что произойдет рост — 320-230 млн….
С.Малышев: Только через Почту России прошло 284 млн отправлений. Думаю, что общий объем кросс — бордера – чуть больше.
А.Иванов: Те 40-50 млн, которых мы как бы не досчитались, оказывается, пришли в Россию, но как груз, были растаможены, и те, кто заказывал товары из Китая, вдруг получили их на следующий день. Это новый тренд?
С.Малышев: Когда товар из Китая можно получить завтра-максимум, послезавтра, следует внимательнее «изучить» такой опыт. Но кросс-бордер — лишь одна сторона деятельности Почты России. Есть местный рынок и, соответственно, трафик по России, в рамках которого мы обработали почти 80 млн отправлений.
А.Иванов: Это был неплохой рывок для «Почты России», потому что в 2016 году сотрудники компании обработали 67 млн отправлений.
С.Малышев: Этот рывок можно объяснить рыночными качествами нашей работы, тем, что не смотря на все сложности, мы все же смогли обеспечить достойный уровень качества, который востребован и отправителем и получателем, как по кросс-бордеру, так и по локальному рынку, который, кстати, для нас находится в приоритете, чтобы внутрироссийский e-commerce развивался.
Подробнее – в видео.