Аналитики Euromonitor International считают, что сигаретный рынок РФ сократится к 2022 году на 30% по сравнению с 2017 годом.
Аналитики Euromonitor International считают, что сигаретный рынок РФ сократится к 2022 году на 30% по сравнению с 2017 годом.
К тому времени продадут всего 182 млрд шт. сигарет, добавляют представители Euromonitor International в своем ежегодном отчете, посвященном российскому табачному рынку. В деньгах продажи также упадут на 11%, выручка составит 1,39 трлн руб., прогнозирует Euromonitor.
До 2018 г. рынок в стоимостном выражении рос. К примеру, в 2017 г. рынок, по данным Euromonitor, достиг 258 млрд сигарет, а в деньгах – 1,6 трлн руб.
В новом отчете аналитики Euromonitor International очень изменили прогноз в худшую сторону. В прошлогодней версии они предсказывали, что к 2021 году продажи в штуках упадут до 227,4 млрд, или на 18,3% по сравнению с 2016 г., а в деньгах обещали рост на 4,8% – до 1,5 трлн руб.
При постоянно падающих продажах в натуральном выражении рост рынка в деньгах обеспечивался лишь ростом цен на сигареты из-за увеличения акцизов, объясняет руководитель отдела исследований «Напитки и табачные изделия» Euromonitor Int Георгий Гребинский: цены росли быстрее, чем падал рынок в штуках, что позволяло рынку расти в стоимостном выражении. К 2020 г. рост акциза замедлится, констатирует он: если в 2018 и 2019 гг. заложен рост акцизной ставки на 10%, то в 2020 г. – лишь на 4%. По действующей редакции Налогового кодекса налоговая ставка на сигареты c 1 июля 2018 г. до конца года – 1718 руб. за 1000 шт., с 1 января 2019 г. – 1890 руб., а с 1 января 2020 г. – 1966 руб.
В 2021 г. ставки акциза предполагается индексировать на уровень инфляции – 4%, говорят в Минфине. То есть рост акциза не сможет компенсировать падение продаж, а сами производители сигарет вряд ли пойдут на значительное увеличение цены, считает Г. Гребинский.
В Euromonitor также считают, что рост цен на сигареты уже спровоцировал рост нелегальной торговли – доля черного рынка увеличилась на 0,6 процентного пункта до 4,6%. Покупатель, который все еще живет в экономичном режиме, очень чувствителен к цене, а поэтому охотно переключается на более дешевые сигареты вне зависимости от законности их происхождения. По мнению аналитиков Euromonitor процесс продолжится.
Впрочем, некоторые представители рынка с этим не согласны.