По итогам прошлого года на этот сегмент в Москве пришлось не менее 5 млрд долл. выручки

К середине мая подконтрольная Александру Мамуту торговая сеть «Спар Ритэйл» закончит разработку модели нового формата магазина сети. В случае положительного решения, рассказал глава «Спар Ритэйл» Виктор Балашов, премиум-магазин торговой площадью 600 кв. м с тем же именем — Spar — появится уже к концу года. «Это будет либо один магазин, либо сразу несколько десятков в столичном регионе»,— уточнил Балашов. По его словам, компания ведет переговоры с местным игроком, у которого примерно 30 объектов. Сейчас «Спар Ритэйл» (категория «средний+») представлен 24 точками в Москве (здесь расположена большая часть), Московской области и Владимире. Площадь либо более 1 тыс. кв. м, либо около 600 кв. м.
Выручка компании «Спар Ритэйл» в 2012 году сократилась на 9,2% — до 6,1 млрд руб. без НДС (почти 197 млн долл. по курсу ЦБ РФ за 2012 год). Чистый долг в 2012 году вырос с 5 млрд до более 6 млрд руб. (почти 193 млн долл.). Компания остается убыточной, в 2011 году убыток составил 1,3 млрд руб. (более 44 млн долл. по курсу ЦБ за 2011 год), в 2012 году он сократился (данных нет) после закрытия нерентабельных объектов.
Голландская Spar дала лицензию на использование товарных знаков Spar Interstar, Eurospar, Spar Express ЗАО «Спар Ритэйл» на территории Москвы и области (кроме городов Электросталь, Жуковский, Орехово-Зуевского, Ногинского, Павлово-Посадского, Раменского, Воскресенского районов), а также в Костромской, Ивановской, Тверской, Смоленской, Владимирской областях.
Директор по развитию DNA Realty Евгений Гуща отмечает, что ставки аренды для продуктовых магазинов формата 0,6-1 тыс. кв. м в местах, подходящих для размещения супермаркета премиум-класса, составляют $650-1,5 тыс. за 1 кв. м в год. Выбранный метраж более или менее подходит под размещение премиального продуктового магазина, однако находится на его самой нижней границе. «Ключевым залогом успеха таких магазинов являются максимальный ассортимент товара и просторные проходы между стеллажами, поэтому обычно операторы данного сегмента («Азбука вкуса», «Зеленый перекресток», «Глобус Гурмэ» и т. д.) рассматривают помещения 0,8-2,5 тыс. кв. м»,— отмечает господин Гуща.
По оценкам агентства «Infoline-Аналитика», емкость рынка продовольственных товаров Москвы в 2012 году составила 60 млрд долл., из них не менее 5 млрд долл. пришлось на премиум-сегмент. Основные игроки в России — «Азбука вкуса» (53 точки), «Зеленый перекресток» (14 точек) и «Глобус Гурмэ» (7 точек), «Бахетле» (28 точек), «Седьмой континент 5 звезд» (30 точек) и «Алые паруса» (17 точек), на них приходится более 40% рынка.
«Компания сохраняет финансовую устойчивость благодаря поддержке контролирующего акционера»,— напоминает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Только в развитие «Спар Ритэйл» в 2013 году планируется инвестировать 100 млн долл. «Но запуск нового премиального формата, который требует значительных средств и компетенций по созданию качественного предложения в категориях fresh, представляется в таких условиях очень рискованным»,— считает господин Бурмистров. Глава «Азбуки вкуса» Владимир Садовин менее категоричен: «В этой истории всегда одни и те же риски: не ошибиться с локацией и аудиторией».
