«Спортмастер» может стать первым российским ритейлером, вышедшим на китайский рынок.
«Спортмастер» может стать первым российским ритейлером, вышедшим на китайский рынок. Кроме одноименных магазинов спортивной одежды компания планирует вывести на рынок Поднебесной и свою модную марку O’stin. «Спортмастер» уже занимается поисками генерального директора для офиса в Пекине, который разработает стратегию и будет развивать розничную сеть.
О том, что крупнейший российский продавец спортивного инвентаря и одежды ГК «Спортмастер» планирует открывать собственные магазины в Китае, РБК daily рассказал источник, близкий к руководству компании. Он добавил, что ритейлер планирует вывести на рынок Поднебесной и свой модный бренд O’stin.
Один из основателей и совладелец «Спортмастера» Николай Фартушняк отказался комментировать эту тему. Управляющий делами группы Сергей Агибалов сообщил, что в ближайший год подобных планов у компании нет. Он напомнил, что ритейлер продолжает работать с китайскими фабриками по пошиву одежды и развивает практику взаиморасчетов в национальной валюте.
Однако в апреле 2012 года в ходе визита в Москву вице-премьера Госсовета КНР Ли Кэцяня С. Агибалов заявлял, что в ближайшие два года «Спортмастер» откроет свои магазины на китайском рынке. Его слова об этом приводила газета China Daily. Кроме того, на сайте международной компании по подбору персонала Michael Page открыта вакансия «Спортмастера» в Пекине. В описании позиции говорится, что компания ищет генерального директора в китайский офис в связи с планами агрессивной экспансии на локальном рынке. В обязанности будущего руководителя «Спортмастера» в Китае входит разработка стратегии компании, продвижение бренда на рынке, открытие магазинов в нескольких городах, контроль ценообразования, набор персонала и многое другое.
На вопрос о вакансии Сергей Агибалов ответил, что генеральный директор, который возглавит представительство компании в Пекине, будет заниматься только контролем производства продукции.
С Китаем «Спортмастер» связывают давние деловые отношения. Ранее Агибалов рассказывал РБК daily, что китайские товары занимают примерно 70% в портфеле сети. В 2010 году компания закупала в Поднебесной спортивных товаров на 100 млн долл. и к концу 2013 года планировала увеличить объем закупок в три раза. Кроме того, «Спортмастер» один из первых в России начал переводить расчеты с китайскими поставщиками в национальную валюту. Директор департамента корпоративных финансов группы Дмитрий Барков сообщал СМИ, что в 2012 году примерно 5% контрактов были уже в юанях.
Ответственный секретарь Российско-Китайской палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией Сергей Санакоев сказал, что об открытии в Китае магазинов «Спортмастера» (компания — член палаты) пока не слышал, однако с большой долей вероятности палата поддержит компанию.
«Это стратегически правильно для «Спортмастера», это одно из тех направлений (открытие собственной розницы. — РБК daily), которые мы активно рекомендуем», — заявил г-н Санакоев. По его данным, в случае осуществления планов «Спортмастер» может стать первым российским ритейлером, вышедшим на китайский рынок. Однако конкурентов у компании будет достаточно. Так же, как и в России, в Китае хорошо представлены компании Nike, Adidas, и, разумеется, есть местные игроки. В то же время, по прогнозу Российско-Китайской палаты, рынок КНР позволит «Спортмастеру» динамично развиваться в течение 20—30 лет.
Инвестиции в открытие пяти-шести точек в удачных местах Пекина и Шанхая г-н Санакоев оценивает не менее чем в сотню миллионов долларов — при условии, что компания будет покупать площадки, а не арендовать. По словам эксперта, в Китае гораздо эффективнее и выгоднее именно приобретать помещения. В таких случаях местные банки готовы выдать иностранцам уровня «Спортмастера» кредиты с длинным плечом.
Президент Finn Flare Ксения Рясова также считает, что выход «Спортмастера» на китайский рынок может оказаться вполне удачным, хотя и отмечает, что это будет непросто из-за низкой маржинальности и большого количества конкурентов. По оценке г-жи Рясовой, минимальные инвестиции, которые потребуются «Спортмастеру», — 3 млн долл. на один магазин без стоимости товара).
В настоящее время «Спортмастер» имеет 310 одноименных магазинов и 540 магазинов O’Stin. По данным СПАРК, выручка основной операционной компании сети ООО «Спортмастер» в 2011 году составила 44,66 млрд руб., прибыль — 3,9 млрд руб. В рейтинге крупнейших сетей агентства InfoLine «Спортмастер» находится на 15-м месте, O’Stin — на 39-м с выручкой 15,4 млрд руб. По данным российского Forbes, владельцами ГК «Спортмастер» являются братья Николай и Владимир Фартушняк, Дмитрий Дойхен и Александр Михальский.