Продажи пива по сравнению с 2021 годом снизились на 5,3%. Россияне ищут альтернативу, но по ушедшим западным пивным брендам не очень скучают.
Продажи пива по сравнению с 2021 годом снизились на 5,3%. Россияне ищут альтернативу, но по ушедшим западным пивным брендам не очень скучают.
Эксперты компании «Градус», проанализировали продажи пива в стране с использованием данных системы GRADUS Retail Index (GRI) и выяснили, какие пивные бренды вышли в топ по популярности, количество выпитого зависит от климата в регионе, а приверженность к светлому хмельному напитку остается неизменной.
В период с января по сентябрь 2022 года российский рынок пива характеризовался неоднозначными тенденциями, связанными со сложной геополитической обстановкой, влиянием СВО на российскую экономику, её последствий и происходящими кризисными явлениями в мировой экономике. Розничные продажи пива по итогам 9 месяцев 2022 года снизились в сравнении с аналогичным периодом 2021 года: на 5,3%с в декалитрах и на 4% в штуках.
До февраля 2022 года около 5% объёма продаж пива в России занимало импортное пиво, большинство брендов из России ушло, и это стало фактором сокращения объёма продаж, хотя не самым главным на фоне весеннего падения рубля и резкого скачка инфляции. По итогам 2 квартала продажи пива снизились в годовом выражении на 10,9% в декалитрах и на 9,9% в штуках.
Продажи пива в России могут достаточно сильно отличаться от региона к региону. Это связано и с климатическими условиями (чем севернее расположен регион, тем ниже там объёмы потребления пива в сравнении с более южными регионами), а также с национальными традициями (в регионах Северного Кавказа либо вообще низкое потребление алкоголя в связи с религиозными традициями, либо в этих регионах пиву предпочитают вино, преимущественно местного производства). Однако по итогам 9 месяцев 2022 года для всех федеральных округов РФ тенденция к снижению продаж была практически одинаковой.
Исключением стал только Северо-Западный федеральный округ, где продажи пива в годовом выражении в декалитрах не изменились и остались на уровне аналогичного периода 2021 года.
Из субъектов Федерации самыми крупными регионами по объёмам продаж пива по итогам 9 месяцев 2022 года (в декалитрах) являлись:
· Московская область (продажи в декалитрах 17,58 млн ДАЛ, 8% общего объёма продаж пива в РФ)
· Город Москва (продажи 14,08 млн ДАЛ, 7% общего объёма продаж)
· Свердловская область (продажи 9,75 млн ДАЛ, 5% общего объёма продаж)
Рынок пива достаточно сильно сегментирован в зависимости от цвета пива, его крепости, вида упаковки, страны-производителя и бренда. Так, по цвету пива почти 98,5% российского рынка (как в декалитрах, так и в штуках) занимает светлое пиво, и только около 1,5% приходится на тёмное.
На первом месте по объёму продаж в декалитрах было пиво с крепостью 4,7% (динамика -11,8% год-к-году). На втором месте напитки с крепостью 4,5% (динамика -4,9% год-к-году). 3-е место у напитков с крепостью 4,8% (динамика +6,3% год-к-году).
На российском розничном рынке пива всегда доминировали отечественные производители (прежде всего, находящиеся в России заводы крупных международных пивоваренных корпораций). Доля произведённого в России пива в общем объёме продаж пива на российском рынке по итогам 9 месяцев 2022 года составляла 93,5% в декалитрах, не изменившись по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Как видим, доля импортного пива, продаваемого в России, даже до СВО и кризисных явлений в экономики, всегда была очень небольшой и мало изменилась после ухода ряда иностранных брендов. В основном российский рынок покинули бренды из США, Великобритании, Дании и Ирландии, однако, производители пива из европейских стран, в том числе, из Германии и Чехии, а также из таких стран с богатыми традициями пивоварения, как Бельгия, Нидерланды и Польша, по-прежнему продолжают поставлять свою продукцию в Россию. Кроме того, на российском рынке постепенно увеличивают присутствие производители пива из Мексики, Японии, Китая, Южной Кореи.
В число самых продаваемых пивных брендов в России в топ-10 по объёмам продаж как по итогам 9 месяцев 2022 года, так и в аналогичном периоде 2021 года входили бренды только российского производства.
По итогам 9 месяцев 2022 года самыми продаваемыми пивными брендами в российских торговых сетях, как в декалитрах, так и в штуках, стали следующие марки:
· СТАРЫЙ МЕЛЬНИК «Из Бочонка Мягкое» светлое 4,3% 0,45 л (стекло)
· ОХОТА «Крепкое» светлое 8,1% 1,25 л (ПЭТ)
· БАЛТИКА «Экспортное № 7» светлое 5,4% 0,45 л (ж/б)
Несмотря на общую тенденцию к снижению продаж пива в России, продукция ведущих российских пивоваренных компаний и заводов по-прежнему пользуется спросом покупателей, новые бренды от ведущих производителей быстро находят свою целевую аудиторию, а покупатели без оглядки на кризис и рост инфляции, сохраняют лояльность любимым брендам.
По мнению директора по развитию новых продуктов РА «Градус» Евгения Акентьева, «тренд на снижение может быть единовременным и связанным преимущественно с уходом известных иностранных брендов из России в 2022 году». Эксперт прогнозирует, что в 2023 году можно ожидать как минимум нулевой динамики рынка пива в сравнении с 2022 годом или очень небольшого спада продаж.