При комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи состоялось первое обсуждение законопроекта о регулировании онлайн-кинотеатров.
При комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи состоялось первое обсуждение законопроекта о регулировании онлайн-кинотеатров.
Во встрече приняли участие председатель профильного думского комитета Леонид Левин, советник президента по вопросам развития интернета Герман Клименко, представители Минкомсвязи, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), компаний Rambler&Co, «Яндекс», Google, ассоциации «Интернет-видео», видеосервисов Megogo, ivi.ru, TVzavr и другие. Представителей Netflix на встрече не было.
Документ вводит понятие «организатор аудиовизуального сервиса», который должен быть внесен в специальный реестр в случае, если аудитория превышает 100 тыс. находящихся на территории России пользователей (для региональных сервисов — 20 тыс.). Законопроект устанавливает и ограничение в 20% на иностранный капитал.
Представители онлайн-кинотеатров и крупных интернет-компаний в резких выражениях высказались против данного документа. Поддержали проект госорганы и сами авторы — Медиакоммуникационный союз (МКС). «Надеемся, что все разногласия в профильном комитете будут сняты и закон выйдет на голосование в ближайшее время», — сообщил президент МКС Павел Степанов.
«Наши мнения разошлись в вопросе необходимости существования такого законопроекта, который регулирует растущую, но все еще незначительную для государства отрасль. Камнем преткновения также оказался вопрос о наличии иностранных инвестиций в российских сервисах», — отметил генеральный директор Megogo в России Виктор Чеканов. «Те, кто продвигает законопроект, считают его принятие необходимым. Мы с ними можем согласиться только в одном: какое-то регулирование аудиовизуальных сервисов нужно. Но оно должно быть утилитарным и решать конкретные задачи», — пояснил глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.
Одной из главных претензий стала формулировка о снижении доли иностранного участия в онлайн-кинотеатрах до 20%. Бырдин считает, что некорректно сравнивать данный подход с регулированием СМИ, когда долю зарубежного финансирования законодательно снизили до 20%. Глава «Интернет-видео» указывает, что изначально появился закон «О СМИ» и только спустя несколько лет в него были внесены поправки, контролирующие иностранное участие. В случае с онлайн-кинотеатрами авторы законопроекта предлагают одновременно и вписать данные сервисы в правовое поле, и нагрузить их дополнительными ограничениями.
Начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева заявила, что те способы согласования иностранных инвестиций, которые прописаны в законопроекте сейчас, являются юридически неграмотными и требуют корректировок. Представитель ФАС обратила внимание и на угрозу конкуренции. «Мы просим комитет внимательно взвесить, что важнее — конкуренция на этом рынке, развитие рынка или тот факт, что организатором аудиовизуального сервиса будут только российские компании», — сказала она.
Другим моментом, который озадачил игроков рынка, стало положение, касающееся угрозы национальной безопасности. Сам законопроект был внесен в Госдуму депутатами Андреем Луговым и Шамсаилом Саралиевым, что называется, «по линии госбезопасности». «В обсуждении этого законопроекта наша задача — помочь его инициаторам, которые, к слову, провели законопроект по линии госбезопасности, осознать, что наличие иностранных инвестиций никак не может повлиять на ослабление безопасности государства», — говорит Чеканов из Megogo. Бырдин поясняет, что контент OTT-сервисов изначально транслируется в кинотеатрах и на телевидении, следовательно, является «очищенным», не несет угрозы национальной безопасности и соответствует российскому законодательству.
Авторы документа, депутаты и участники рынка сошлись на том, что под ограничения однозначно подпадает сервис ivi.ru. По методике подсчета аудитории онлайн-кинотеатров, которую ранее предлагал МКС, закон распространяется и на Megogo. Однако окончательно ясен круг тех, кого касается новое законодательство, станет только после того, как будет обнародована объективная методика и критерии для включения сервиса в реестр.
Бырдин добавляет, что в документе необходимо прописать, что собой представляет «преимущественно пользовательский контент». Именно от этой формулировки зависит распространение законопроекта на YouTube, Google Play, iTunes.
Роскомнадзор поддержал предложения МКС еще на стадии подготовки документа. Замглавы надзорного ведомства Вадим Субботин объяснил необходимость законопроекта выходом на российский рынок крупнейших транснациональных игроков.
По итогам обсуждения, которое длилось более двух часов, было решено создать при Госдуме рабочую группу для оценки законопроекта об онлайн-кинотеатрах.