В 2022 году Wildberries заработал на штрафных санкциях более 8 млрд рублей.
В 2022 году Wildberries заработал на штрафных санкциях более 8 млрд рублей.
На изменение условий жалуются продавцы, клиенты и менеджеры компании. В марте этого года начались забастовки работников пунктов выдачи заказов. Тогда площадка собиралась удерживать с сотрудников полную стоимость бракованных или подмененных при возврате вещей. После этого Дмитрий Гусев из «Справедливой России» предложил обсудить случившееся с бастующими, а представители Wildberries добрались до Госдумы. На встрече с Гусевым представители маркетплейса отрицали проблему.
Таких скандалов было несколько за последние два года. Покупатели жаловались на непредсказуемые правила возвратов, сотрудники протестовали против жестких условий труда. Все привело к тому, что депутаты начали думать о том, как ужесточить регулирование всей отрасли электронной коммерции.
Создательница и генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук объявила, что главная цель компании — стать более открытой, и пообещала предоставить соответствующий план «и для СМИ, и для госорганов».
В 2022 году у Wildberries появилась новая статья заработка. Из отчетности компании следует, что неустойки и штрафы принесли ей 8,4 млрд рублей. В 2021 году их не было. В Wildberries утверждают, что у компании нет цели собрать штрафы в качестве дохода: «Они выполняют регулирующую функцию на платформе, помогают соблюдать интересы всех участников: продавцов, клиентов и компании».
Речь идет, например, о штрафах в 10 000 рублей за перевозку товаров, чьи габариты не соответствовали указанным в товарных карточках. В мае компания также вскрыла схему мошенничества, когда продавцы продвигали товары без оплаты услуг Wildberries. Компания списала с них в общей сложности 2,5 млрд рублей штрафов.
По словам продавцов площадки, система штрафов не прозрачна. По словам собеседника Forbes, которого коснулись штрафы на десятки миллионов рублей, Wildberries никогда не предоставляет точной информации по штрафам, которые удерживает: ни точное время удержания, ни артикул товара, за который должен быть уплачен штраф. При этом в 2022 году комиссия при Минпромторге обязала Wildberries детализировать штрафы, начисленные за нарушения при складировании товаров. В июне маркетплейсы подписали с продавцами стандарты по взаимодействию. Впрочем, Wildberries, по словам продавцов, не соблюдает взятые на себя обязательства. По их словам, правила работы площадки, оферта, штрафы — все меняется и вводится мгновенно, также иногда компания проводит акции, от которых отказаться нельзя.
По материалам Forbes