Connect with us

Hi, what are you looking for?

Экономика и политика

Две трети ключевых брендов газированных напитков заняли российские марки

Две трети ключевых брендов газированных напитков заняли российские марки
Две трети ключевых брендов газированных напитков заняли российские марки


Российские марки газировок растут на 156% в натуральном выражении, тогда как зарубежные — снижаются на 44% год к году. Доля продаж газировок со вкусом «колы» восстанавливается, в то время как вкусы «дюшес», «тархун» и «байкал» теряют популярность после резкого роста в 2022 году.

По данным национального ритейл-аудита Нильсен, охватывающего наибольшее количество каналов продаж по всей России, в структуре продаж топ-25 брендов безалкогольных газированных напитков российские марки в 2023 году заняли две трети списка ключевых брендов, формирующих более 70% продаж категории. Из этих 70% продаж на российские бренды теперь приходится сразу 50 п.п.

Отечественные марки стали ключевым драйвером роста для категории: в то время как темпы продаж ключевых брендов российских газировок составляют +156% в натуральном выражении, динамика зарубежных игроков сильно упала, составив -44% год к году.

«В 2022 году в структуре продаж газированных напитков произошли значимые изменения, обусловленные уходом части зарубежных брендов и активными запусками со стороны локальных игроков. В результате полка газировок не просто восстановилась, но и заметно расширилась: в абсолютных значениях среднее количество товарных позиций увеличилось с 54 до 63 SKU, что стало самым заметным приростом в индустрии прохладительных напитков.

Подобное расширение ассортимента газировок (+17% в январе-сентябре 2023 года) за счет локальных запусков внесло ключевой вклад в рост продаж всей категории. При этом крупнейшие российские бренды не просто формируют две трети оборота газированных напитков, но и растут трехзначными темпами на фоне глубокого падения зарубежных игроков», — Салтанат Нысанова, директор по работе с клиентами Нильсен.

Как изменились вкусовые предпочтения покупателей

Если в прошлом году у ключевого сегмента категории, напитков «кола», заметно сократилась доля продаж в пользу «отечественных вкусов» («тархун», «дюшес», «байкал»), то в 2023 году тренд изменился на противоположный: их популярность среди покупателей снизилась, а вкус «кола» практически восстановил прежнюю долю рынка.

При этом перечисленные «отечественные вкусы» в прошлом году демонстрировали двузначные темпы роста натуральных продаж. В январе-сентябре 2022 динамика продаж газированных напитков со вкусов «байкал» составляла 45%, «тархун» — 22%, «дюшес» — 26%. Для сравнения, вкусы «кола» и «апельсин» в аналогичный период снижались на 12,6% и 13,8% соответственно.

В тренде