С чем связан дефицит яиц в магазинах и к чему приведет госрегулирование цен рассказывает эксперт по ценообразованию, CEO компании KeepRise Сергей Воробьев.
По информации Федеральной антимонопольная служба (ФАС) России, российские торговые сети приняли решение ограничить наценку на куриные яйца. Минимальная наценка на яйца в торговых сетях «Верный», «Глобус» и «Азбука вкуса» составит 5%. Согласно данным Росстата, рост цен на яйца в ноябре 2023 года составил до 15,1% (против 13,1% в октябре). С начала года цены на яйца выросли на 36,5%, а в годовом исчислении — на 40,3%. В ноябре цены на яйца повысились на 10-20% в 46 субъектах РФ и на 20-28,6% в 21 субъекте.
Потребители постепенно «переходят» с курятины на яйца, потому что куриное мясо дорожает, а другого доступного источника животного белка на полках магазинов нет. Но нужно понимать, что яйца не заменяют курицу в полной мере. На самом же деле такое частичное «белковое переключение» существовало всегда: с красного мяса – на курицу, с курицы – на яйца. Между курицей и яйцами есть небольшая каннибализация (вид сокращения объема продаж, доходов от продаж или доли рынка у одного продукта компании, когда компания представляет новый продукт), но несущественная.
У курицы тоже есть сезон, когда несутся яйца и когда яйца закладываются. А для того, чтобы курица закладывала яйца, ее нужно определенным образом кормить, а кормежка связана со сбором урожая, закупкой удобрений и так далее. Сезонность непосредственно сказывается и на качестве яиц: если обратите внимание, зимой везде будут продаваться маленькие яйца, а цены на большие растут. И так повторяется каждый год: с осени цены на яйца растут, а весной начинают снижаться. А когда растет спрос, соответственно, увеличиваются и цены в магазинах, так как сети пытаются с помощью цен регулировать повышенный спрос.
В подорожании играет роль и увеличение издержек производителей на закупку импортных препаратов, кормовых добавок, удобрений и оборудования. Российская экономика еще не перестроилась на полное импортозамещение, и многое из этого списка еще продолжает закупаться за валюту и ввозиться с помощью параллельного импорта.
Помимо прочего, есть еще такой экономический фактор как нехватка на фабриках рабочего персонала. Раньше на работу, не требующую специальной квалификации, чаще привлекали граждан из ближнего зарубежья, приезжавших в Россию на заработки, но их количество резко снизилось за последние несколько лет. Это стало невыгодно из-за растущего курса валют и инфляции в России. Соответственно, чтобы привлекать местные кадры, приходиться поднимать зарплаты, что также сказывается на себестоимости курицы и яиц.
К чему приведет государственное регулирование цен на яйца? ФАС предложила российским ритейлерам временно ограничить наценку на куриные яйца до 5% для поддержки социальной доступности продукта. Вероятно, что торговые сети начнут продавать куриные яйца категории С1 с отрицательной наценкой, но это не что-то сверхъестественное: на такие ухищрения часто идут, чтобы привлечь покупателей или быстрее распродать товар с истекающим сроком годности, занимающий место на складе.
При такой принудительной «заморозке» цен товары могут пропадать с полок и появляться на черном рынке, но уже гораздо дороже. Принудительное регулирование цен в перспективе способно только провоцировать дефицит, так как ритейлерам невыгодно торговать себе в убыток. Но яйца не исчезнут с полок магазинов: сегодня в продаже можно найти яйца белорусских производителей, скоро начнутся поставки из Турции. Такие действия помогут пережить кризис на яичном рынке, но системно проблему подорожания яиц и курицы, конечно же, не решат.