Connect with us

Hi, what are you looking for?

Экономика и политика

Подготовлен отчет о влиянии COVID-19 на будущее цепочек поставок розничных сетей


Международная компания по оказанию профессиональных услуг Alvarez & Marsal (A&M) проанализировала влияние COVID-19 на будущее цепочек поставок розничных сетей.

Подготовлен отчет о влиянии COVID-19 на будущее цепочек поставок розничных сетей

 - рис.1
Международная компания по оказанию профессиональных услуг Alvarez & Marsal (A&M) проанализировала влияние COVID-19 на будущее цепочек поставок розничных сетей. В основу отчета легли результаты опроса игроков европейской розничной торговли и интервью c крупнейшими ритейлерами России.
Исследование позволило рассмотреть значимые аспекты влияния COVID-19 и оценить то, как пандемия повлияла на долгосрочные тренды развития цепочек поставок в ритейле, связанные с геополитической обстановкой, ростом значимости устойчивого развития и развитием технологий. 
По словам управляющего директора практики стратегического и операционного консультирования Alvarez & Marsal в России Елены Устюговой, основные направления трансформации цепочек поставок в ритейле, вызванные пандемией – упрощение и переход на работу с локальными поставщиками, диверсификация поставщиков, переосмысление подхода к управлению запасами, повышение прозрачности взаимодействия.
Пандемия серьезно повлияла на международную торговлю, инвестиции и глобальный экономический рост, в том числе, и в России.  При этом стратегии снижения негативного влияния COVID-19 российских ритейлеров отличаются от подходов зарубежных игроков. Так 55% опрошенных европейских ритейлеров проводили или планируют в течение 2021 года провести диверсификацию поставщиков, более 60% — провели или планируют сокращение ассортимента, а 69% игроков – увеличили в 2020 году или планируют в течение 12 месяцев увеличить долю локальных поставщиков или поставщиков из соседних государств. При этом российские ритейлеры в 2020 году, как правило, не отказывались от работы с каким-либо поставщиками и не сокращали ассортимент, одновременно более 80% опрошенных компаний не привлекали новых поставщиков из других стран. Аналогичную стратегию в отношении портфеля поставщиков опрошенные российские компании планируют применять и в 2021 году. 
В России наиболее остро почувствовали влияние сбоев в трансграничных поставках продавцы одежды и обуви, ориентированные на зарубежное производство и бренды, а также продавцы электроники и автодилеры. Однако и они не проводили значительного изменения в портфеле поставщиков, называя одной из основных причин привязку к конкретному бренду производителя. Одной из мер, позволивших снизить риски перебоев в поставках, стало подключение дополнительных каналов поставок — ритейлеры закупали товары как напрямую у поставщиков, так и через дистрибьюторов.
Сегмент продовольственных товаров оказался гораздо более гибким с точки зрения смены поставщиков и стран-поставщиков. Вследствие импортозамещения российские продуктовые ритейлеры существенно нарастили долю локальных поставщиков по ряду товаров еще до пандемии, что позволило в 2020 году ослабить негативный эффект от COVID-19. Для снижения рисков дефицита товаров многие ритейлеры пересмотрели подход к управлению запасами, а именно подняли их уровень относительно аналогичных периодов 2019 года.  Подход «just in time» для зарубежных товаров уступил место стратегии снижения рисков.
Пандемия COVID-19 ускорила развитие глобальных трендов. Так, 60% опрошенных российских ритейлеров считают, что в 2020 году покупатели стали обращать больше внимания на вопросы устойчивого развития при выборе товаров и готовы платить за такие товары больше. С точки зрения технологий, Alvarez&Marsal увидели не только рост онлайн торговли, но и рост автоматизации, обеспечивающей устойчивость и прозрачность цепочек поставок.  Например, более широкое использование электронного документооборота и электронной коммерции между компаниями. 
Подводя итоги исследования, Alvarez & Marsal пришли к выводу, что сети глобальных цепочек поставок переживают период интенсивных изменений, связанных с последствиями COVID-19. Для поддержания стабильности бизнеса, ритейлерам и их поставщикам важно внедрять стратегии управления рисками в цепочках поставок и обеспечивать непрерывность бизнес-процессов, чтобы выдержать сложные и нестабильные торговые условия, которых можно ожидать в течение следующих лет.

В тренде