По итогам I полугодия 2022 года на российский рынок вышли 2 иностранных бренда ретейлеров против 7 в прошлом году, это на 71% ниже показателя аналогичного периода 2021 года.
По итогам I полугодия 2022 года на российский рынок вышли 2 иностранных бренда ретейлеров против 7 в прошлом году, это на 71% ниже показателя аналогичного периода 2021 года.
По данным консалтинговой компании Knight Frank Russia, одновременно более 10 международных компаний ушли из России. В целом на сегодня насчитывается более 180 компаний (включая онлайн-магазины, логистические и медиакомпании), объявивших о приостановке коммерческой и инвестиционной деятельности, а также поставок на территории России.
Наибольшую долю в структуре профилей занимают бренды fashion-сегмента (19%), за ними следуют FMCG и автомобильные компании (по 12%), наименьшая часть приходится на продуктовый сектор, DIY, товары для дома и детей (по 1%).
При этом было зафиксировано несколько повторных открытий ретейлеров под новым брендами после приостановки операционной деятельности: среди них – L’Occitane («Л’Окситан»), OBI («ОБИ»), McDonald’s («Вкусно – и точка»), бренды Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay компании LPP Group (RE, CR, M, «Син», «ХС» соответственно), CCC (Obuv), Mango.
Кроме того, о планах выхода на российский рынок до конца года заявляют 4 турецких бренда: рестораны быстрого питания Chitir Chicken, Yesen Burger и Little Kitchen, а также сеть кофеен Arabica. В настоящее время переговоры о расширении присутствия в стране и наращивании объёмов продаж ведут многие другие бренды из Турции, среди которых крупные производители одежды adL, Mudo, LTB, Twist и Ipekyol. Также выход на российский рынок сейчас обсуждают операторы из Казахстана и ОАЭ.
За первые шесть месяцев 2022 года на российский рынок пришли 2 иностранных бренда: в I квартале в Москве был открыт моно-бутик Vilhelm Parfumerie в формате стрит-ретейла, во II квартале – первый магазин китайского спортивной одежды и обуви бренда Li-Ning в ТРЦ «Галерея Краснодар».
Иностранные компании, приостановившие деятельность на территории России, продолжат передачу бизнеса локальным игрокам или ряду стран, которые смогут продолжить развитие брендов в России. Причем стратегия будет различаться от случая к случаю: одни бренды продолжат продавать бизнес целиком или частично, другие же – временно передавать долю компании в доверительное управление местному менеджменту. Такие маневры позволят иностранным ретейлерам вновь вернуться на российский рынок и продолжить бизнес-деятельность в привычном формате через какое-то время.
«В связи с приостановкой деятельности многих международных компаний российские торговые центры и универмаги заинтересованы в расширении ассортимента и открытии магазинов новых брендов из Турции, Казахстана, ОАЭ, Кореи, Китая, — рассказала региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Евгения Хакбердиева. — Тем не менее, западные компании всячески стараются сохранить бизнес, отдавая его в управление локальным игрокам или компаниям, находящимся в более благоприятных условиях».
Также, по её словам, среди важных тенденций стоит отметить легализацию параллельного импорта и так называемый «валютный исход».
«Первое – новый закон, который подразумевает целый ряд нюансов, в том числе появление новых компаний-поставщиков, от которых будет зависеть наполнение и ассортимент магазинов, а также поставки товаров, — сказала Евгения Хакбердиева. — Второе – переход к рублёвым договорам практически в стопроцентном объеме, который начали рассматривать и обсуждать участники рынка совместно с государством на фоне нестабильного курса во избежание валютных рисков».
Ставки аренды на торговые помещения в торговых центрах также претерпели изменения под влиянием геополитических ситуации в зависимости от формата торгового центра. Так максимальные базовые ставки, несмотря на определённое изменение, приходятся на помещения в зоне фуд-корта и «островной» торговли в действующих проектах с высоким трафиком и могут достигать 180 тыс. рублей за кв. м в год в наиболее успешных и востребованных торговых центрах Москвы. Минимальные ставки аренды устанавливаются на помещения площадью более 2000 кв. м для якорных арендаторов.