Connect with us

Hi, what are you looking for?

Экономика и политика

Евгений Щербаков, Ангстрем: Кризис – это шанс для развития компании

Евгений Щербаков, Ангстрем: Кризис – это шанс для развития компании


2020 год взбодрил рынок, причем не только мебельный. Мы начали иначе мыслить, применять действительно нестандартные решения в вопросах продаж, закупок и других процессах производственного предприятия. В целом год можно оценить положительно, хотя он не был простым, — уверен Евгений Щербаков, руководитель службы закупок Мебельного холдинга «Ангстрем».

Евгений Щербаков, Ангстрем: Кризис – это шанс для развития компании

 - рис.1

Евгений Щербаков, руководитель службы закупок Мебельного холдинга «Ангстрем»

2020 год взбодрил рынок, причем не только мебельный. Мы начали иначе мыслить, применять действительно нестандартные решения в вопросах продаж, закупок и других процессах производственного предприятия. В целом год можно оценить положительно, хотя он не был простым.

За короткий период изоляции Мебельный холдинг «Ангстрем» показал высокий результат – в сравнении с 2019 годом компания выросла в объемах продаж в 2,5 раза. Мы стали более активными, понимая, что в данной ситуации может выжить только думающий и смелый производитель.

В начале пандемии был прогноз, что спрос на мебель резко упадет. В принципе, так и происходило. Абсолютно все участники рынка от поставщиков сырья до продавцов готовой продукции были напуганы и не понимали, как действовать дальше. Прогнозы по развитию возникшей ситуации были неустойчивы, размыты: закрытые границы, остановка сообщений между странами, нарушенный товарооборот не добавляли позитива. Впервые на моей практике мебельная отрасль переживала столь сложные времена.

Как только была объявлена всеобщая самоизоляция, мы начали предпринимать активные действия, которые в итоге и помогли мебельному холдингу «Ангстрем» «остаться на плаву». До этого момента основным источником дохода компании были офлайн-продажи, но во время приостановки работы салонов мы, во-первых, стали активно развивать собственный интернет-магазин. За короткий период он показал действительно хорошие результаты. Во-вторых, в кратчайшие сроки мы сформировали отдел дистанционных продаж, укомплектовали его штат и провели высокоэффективные программы обучения для новых сотрудников. Все эти действия дали возможность в заказах выйти на объемы, превышающие аналогичный период прошлого года. Таким образом, компания показала рост продаж, несмотря на закрытие абсолютно всех мебельных салонов.

Любой кризис – это шанс для развития компании. Важно не «плыть по течению», а изыскивать новые нестандартные решения, использовать новые инструменты.

Все предыдущие кризисные периоды (кризис 2008, 2014 гг.) являлись для мебельного холдинга «Ангстрем» отправной точкой ускоренного роста. Именно в таких ситуациях происходила мобилизация навыков, знаний, опыта. Выходя из каждого кризиса, компания оказывалась на более высокой ступени развития бизнеса.

В период смягчения ограничительных мер, с открытием торговых центров, начался бум продаж, в том числе и мебели, связанный с отложенным спросом. Это не могло не отразиться на изменении спроса на материалы и комплектующие для производства мебели. С июля начались сложности с закупками материалов и комплектующих (МиК). С закрытием границ основных стран-поставщиков (Китая, Италии, Германии) для российского рынка появилась реальная угроза дефицита МиК. У компании «Ангстрем» сложились действительно партнерские отношения с поставщиками, поэтому мы смогли согласовать закупки больших (квартальных и более) объемов МиК, таким образом обеспечив потребности производства.

В 2020 году мебельные компании попали в ситуацию, когда важно просто обеспечить свое предприятие сырьевой базой (плитными материалами, фурнитурой и др.), а цена на материалы и комплектующие уходит на второй план.

Дефицит на материалы и комплектующие будет ощущаться вплоть до марта, а по оценке некоторых игроков рынка, и до июля 2021 г. В этом случае традиционный рост объемов продаж, который всегда начинался примерно с августа и продолжался всю осень, вероятнее всего, сдвинется, и основной спрос будет зафиксирован в первой его половине. Даже в случае резкой остановки продаж готовой продукции, производственные компании продолжат изготавливать мебель, чтобы отгрузить заказы ожидающим доставку клиентам. Сейчас в среднем люди ждут по 2–3 месяца с момента оформления заказа, и это связано именно с дефицитом плитных материалов. Так что предложение поставщиков сырья будет востребовано.

В этой ситуации в более выигрышном положении окажутся компании, которые смогли заручиться резервами МиК у своих партнеров-поставщиков или впрок закупили достаточное количество комплектующих.

По законам рынка, дефицит продукции почти всегда провоцирует рост цен. Повышается стоимость дефицитного сырья, следовательно, многие мебельные предприятия будут повышать цены на мебель. Кроме того, рост цен на плитные материалы косвенно зависит от курса валют, потому что клей – это валютное сырье, декоративная бумага тоже покупается за валюту. Одновременно рост курса валют влечет за собой подорожание комплектующих – все они в основном китайского, итальянского и немецкого производства, а в России продаются с привязкой к курсу основных валют (евро и доллара).

В тренде