Разница в объёме инвестиций жёстких дискаунтеров (магазины с минимальной наценкой) в Москве и Санкт-Петербурге составляет примерно 15-20% по сравнению с инвестициями в региональное развитие.
Разница в объёме инвестиций жёстких дискаунтеров (магазины с минимальной наценкой) в Москве и Санкт-Петербурге составляет примерно 15-20% по сравнению с инвестициями в региональное развитие.
Увеличенные издержки операторов связаны, прежде всего, с необходимостью трансформации формата своих площадей под столичные потребительские торговые стандарты и требования, говорится в исследовании компании Lasmart, которая является разработчиком IT-систем управления торговым пространством.
Доля покупателей со стабильным средним доходом, готовых совершать покупки в жёстких дискаунтерах и оставлять о них отзывы в социальных сетях, в Москве и Санкт-Петербурге составляет не менее 18-19%, поэтому на них направлена политика новых жёстких дискаунтеров, вынужденных корректировать свой привычный формат.
Российские потребители ради экономии отдают предпочтение торговым маркам сетей
По оценкам Lasmart, основные настройки торгового пространства, влекущие за собой повышенные издержки региональных операторов, можно разделить на 3 блока.
Специалисты отмечают недовольство столичных покупателей работой жёстких дискаунтеров, вышедших на рынок Москвы в этом году.
Основная причина, это недостаточная площадь торгового зала (800-1000 кв. м), и как следствие, узкие проходы между стеллажами, минимальная возможность маневрирования с тележкой, небольшая кассовая зона, низкая скорость кассового обслуживания, создающая большие очереди.
Второй причиной покупатели считают отсутствие навигации и сканеров цены в торговом зале, некорректные ценники или их отсутствие, плохую возможность найти и рассмотреть товар.
Третья причина недовольства кроется в отсутствии автоматизации процесса покупки и возможности заплатить через цифровую стационарную кассу-планшет.
Почему дискаунтеры – перспективный формат: выручка сети «ДА!» в 3-м квартале выросла на 40% год к году
«Примечательно, что большинство покупателей устраивает сам принцип торгового зала, напоминающего оптовый склад, а также стеллажи и паллеты вместо привычных полок, мешки и упаковки, — отмечает директор по развитию компании Lasmart Георгий Смирнов. — И поэтому жёсткие дискаунтеры не склонны менять принцип выкладки, особенно, если товарооборот в каждой конкретной локации отвечает их ожиданиям».
При этом он добавил, что, анализируя обратную связь, можно отметить, что покупатель часто не может найти нужный ему товар, а иногда ещё и ценник.
«Представители данной категории ритейла никогда не тратили свои ресурсы на планограммирование [схема выкладки товаров – прим. ред.] и, конечно, использование технического алгоритма, позволяющего гарантированно довести товар до покупателя в столичных жёстких дискаунтерах, и уменьшить просрочку, это совершенно новая история, а в регионах это просто не нужно», — рассказал Смирнов.
Он добавил, что, если сравнивать арендуемую площадь 800-1000 кв. м с обычным супермаркетом, то её больше, чем достаточно. «Но с учётом укрупнённой выкладки, ритейлерам придётся поработать над тем, чтобы столичный покупатель все же нашёл и купил товар, а не ушёл раздосадованный и без покупки, — отметил глава Lasmart. — Как показывает практика, столичный покупатель может пойти в жёсткий дискаунтер и за пакетиком фисташек».
Минимально приемлемой площадью торгового зала, позволяющей магазинам низких цен в столицах получать ожидаемую прибыль с каждого арендуемого квадратного метра, специалисты называют 1500 кв. м, что является наиболее проблемной с точки зрения генерации издержек для региональных операторов.
Также, как и необходимость увеличения стандартной площади парковки, которая в регионах составляет 30-40 машиномест.
Остальные вопросы, считают в специалисты, операторами решены. Стандартные пакетные требования арендатора в столицах к таким позициям, как конфигурация торгового зала, входной группы и разгрузочной зоны, высота потолков, требования к электроснабжению, интенсивности освещения и температурного режима, необходимое антипылевое покрытие полов, цвет потолка и стен зала, внешний вид фасада и т.д. уводят операторов от традиционного минимального аскетического исполнения, свойственного жёстким дискаунтерам в регионах, и приближают его к формату магазинов у дома и Fix price.
«Жёсткие дискаунтеры в любом случае будут вынуждены адаптироваться под столицы, — считает Георгий Смирнов. — Ряд российских региональных брендов, успешно открывшихся в Европе, сильно отличается от исходной российской модели жёсткого дискаунтера и тоже самое происходит и при выходе в столичный регион».
По его мнению, это потянет за собой увеличение затрат и как следствие, корректирование ценообразования. «Если операторы будут действовать в крупных городах также, как они действуют в Европе, они станут чем-то средним между мягким и жёстким дискаунтером» — отметил Смирнов.
По его словам, региональный покупатель может быть невзыскателен к комфортному поиску и выбору товара при условии низкой цены, а столичный покупатель, даже если он покупатель экономкласса, не пойдёт в бетонную коробку.
«Поэтому, если жёсткий дискаунтер поставит задачу получить определённую долю рынка в столицах, то здесь придётся сделать себя чуть посимпатичнее», — подчеркнул глава компании Lasmart.
Напомним, что компания Lasmart была основана в 2008 году, как разработчик систем бизнес-аналитики на основе Microsoft для предприятий торговой сферы. За время своего существования компания создала и внедрила ряд комплексных аналитических продуктов по управлению ассортиментом, ценообразованием и оптимизацией товарных запасов, а также сервисов для формирования отчётности.
В настоящий момент компания внедряет свой продукт Lasmart SpacePlanner, разработанный в период 2018-2020 годов и представляющий собой корпоративную систему управления торговым пространством, основные функции которой в создании планограмм, управлении выкладкой товаров розничной сети и получении аналитических отчётов по эффективности использования торгового пространства.
На сегодняшний день в портфеле Lasmart находятся крупнейшие федеральные торговые сети, такие, как «Лента», «Дикси», «О’КЕЙ», «Л’Этуаль», «РИВ ГОШ», «Улыбка радуги», «Аптека Ригла», Hoff и другие.