Connect with us

Hi, what are you looking for?

Экономика и политика

Масочный режим и ритейл: как магазины переживали карантин

Масочный режим и ритейл: как магазины переживали карантин


Юрий Годына, основатель компании сервиса видеоаналитики Facemetric, на основании данных платформы рассказывает, насколько ответственно москвичи «ходили за продуктами» во время пандемии.

Google Wallet анонсировала сервис мобильных денежных переводов

 - рис.1

Юрий Годына, основатель компании сервиса видеоаналитики Facemetric

12 мая в Москве был введен обязательный масочный режим. До этого, в начале марта, были введены дополнительные ограничительные меры из-за распространения коронавирусной инфекции – мы все помним закрытые рестораны, бары, торговые центры и парки. Только продуктовые магазины работали в течение всего периода самоизоляции москвичей.

В нашем исследовании мы использовали цифры аналитики платформы Facemetric: наши камеры были расположены в местах массового скопления людей (магазинах и рынках) в девяти разных точках Москвы. Опираясь на результаты замеров, мы расскажем, насколько ответственно москвичи «ходили за продуктами» во время пандемии.

Позитивный зарубежный опыт Южной Кореи и Японии, где начали ходить в масках еще до объявления пандемии, показал: странам, в которых большая часть населения соблюдала масочный режим, довольно быстро удалось справиться с пандемией и предотвратить огромные масштабы заражения. )

Конечно, культура ношения масок на Востоке сложилась исторически – поэтому с соблюдением правил во время пандемии и после неё у жителей этих государств не возникло проблем.

У нас было иначе. Анализ клиентов продуктовых магазинов Москвы показал, что, несмотря на запрет появляться в местах массового скопления без средств индивидуальной защиты, общий процент масочников был 82% в утреннее время и до 56% в вечернее. При этом процент носивших маски корректно был крайне невысок: всего лишь 12% утром и 5% – вечером.

Также оказалось, что женщины отнеслись к масочному режиму ответственнее мужчин. Они чаще носили маски, соблюдая все правила. То есть открытый нос и рот во время похода в магазин – это больше о мужчинах. В цифрах – корректно носят средства индивидуальной защиты 30% мужчин и 70% женщин. При этом гендерное соотношение по количеству носивших маски в магазинах – 50 на 50 процентов.

По возрасту особых различий нет. Но есть любопытный нюанс — чем моложе человек, тем корректнее он или она носит маску. Отчасти это связано с тем, какие маски используются: пожилые люди используют обычные медицинские маски, а молодые люди – специальные маски и респираторы, в которых легче дышать.

Также с помощью системы видеоаналитики можно было посмотреть повторных и новых клиентов. Оказалось, что люди, пришедшие в магазин впервые, чаще надевают маски. Постоянные посетители, наоборот, не пользуются СИЗ вообще. Соотношение носивших маски среди новичков и «повторных» клиентов было 90% к 10% (где 10% – постоянные покупатели).

Если говорить о работниках магазинов: статистика говорит, что чаще всего маску носят гости; сотрудники, как правило, их не используют (за исключением крупных сетей, где более высокие требования к соблюдениям правил).

Стоит заметить, что многие магазины до сих пор рекомендуют всем посетителям и сотрудникам находиться в масках, так как заботятся об их же здоровье. И у нас есть несколько проектов с ритейлом, когда нужно детектировать ношение маски, а также детектировать соблюдение социальной дистанции.

На сегодняшний день масочников очень мало – не больше 5%. Раньше мы анализировали ношение СИЗ в зависимости от времени суток, и в начале дня цифра ответственных граждан всегда была больше. Сейчас такой корреляции уже нет. Зато соотношение правильного/неправильного использования масок сместилось в пользу корректного –примерно 60% к 40%. Причем «неправильное» ношение подразумевает только открытый нос, а маску под подбородком сейчас почти никто не носит.

Эти цифры вполне логичны: теперь масочный режим официально отменен (хотя остаются некоторые ограничения), носить СИЗ никто не заставляет – то есть сегодня это осознанный выбор. Ведь и во времена масочного режима, и после него, количество людей в масках было логически сопоставимо – можно предположить, что запреты и законы почти не работали. Работало понимание опасности и готовность от неё защититься. А кто носил маску тогда, просто продолжает надевать её и сегодня.